От мудрости Востока к европейской христианской культуре. Библия

Люди испокон века искали истину, страстно желая спастись от зла, греха, смерти, с мольбой и надеждой взирая на небо и мысленно опускаясь в подземное царство мертвых. Они почитали многих богов, обращались к магии и астрологии, вчитывались в тексты священных книг.
В результате смешения различных религиозных воззрений возникло ожидание нового откровения. Христианство, отбросив древние верования, принесло ответ на вопрос о смысле жизни, который тысячи веков задавало себе человечество. Под непосредственным влиянием христианства сформировалась европейская, а позднее и русская художественная культура. В этой культуре отразилась сущность христианского вероучения – Евангелие, радостная весть о Христе, который возвестил: «Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, 28; 20).

Ветхий завет

Путь к рождению христианства был долгим и трудным. Его запечатлела Библия (XII–II вв. до н.э.) – священная книга и одновременно великий памятник культуры. Ее первая часть называется «Ветхий Завет». Библейское ветхозаветное мировосприятие родилось в маленькой, еле заметной на карте цивилизации древних евреев. Величайшее духовное откровение подготавливалось всем ходом развития иудейского народа. Здесь, среди мрака многобожия и идолопоклонства около двух тысячелетий до н. э. вспыхнула искра духовного прозрения, разгоревшаяся в яркое пламя нового знания о едином Боге – Творце Вселенной и человека. Помимо темы единобожия, Ветхий Завет дал миру идею пришествия мессии.

Ветхий Завет написан на древне-еврейском и отчасти арамейском языках. Он объединяет разнообразные сочинения — космогонические мифы о сотворении мира, сказания о праотцах, о пророках, через которых Бог давал свое откровение людям. Есть в Писании исторические хроники (Паралипоменон), философские трактаты (книга Экклезиаста, или Проповедника), религиозная молитвенная лирика (Псалтирь), любовная лирика (Песнь песней Соломона), притчи и сентенции (Притчи Соломона), религиозная публицистика (книги пророков) и многое другое. Традиционно книги Ветхого Завета делят на три группы:

  1. Пятикнижие Моисея (или Тора). В него входят книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
  2. Пророки (ранние и поздние). В эту группу входят книги Иисуса Навина (последователя Моисея, под руководством которого израильский народ вернулся на земли Ханаана), судей Израилевых, книги Царств, книги пророков Исайи, Иеремии и др.

3. Писания. К ним относят Паралипоменон, книги Соломона, Руфи, Есфири, Иова, Ионы и др.

Книга Бытия

Открывается Ветхий Завет книгой Бытия, первым сказанием которой является Шестоднев – сотворение мира. Как величавая поэма, текут ритмизованные строки Библии, в образной и доступной для всех людей форме повествующие об акте творения, излагающие суть учения о начале мира, который возник из небытия лишь по слову Творца: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1; 1–5). В последующие дни Господь создал небо, сушу и моря, растения и звезды, солнце и луну, птиц и животных. И, наконец, на шестой день сотворил он человека «по образу Нашему и подобию Нашему». Адам, жена его Ева, сделанная, по преданию, из ребра Адама, были первыми людьми – детьми Божиими. Жили они в Эдеме – земном раю и властвовали над всеми живыми существами на земле.

Далее книга Бытия повествует о трагедии нарушения связи людей с Богом. В этой истории просматриваются четыре основных акта.

Первый – мятеж человека против Творца, ослушание, грехопадение без раскаяния. (Некто, скрытый «под маской» змия, соблазнил Адама и Еву вкусить запретный плод с древа познания, древа добра и зла. Господь, разгневанный на первых людей, склонных верить змию, но не Создателю, изгоняет их из рая.)

Акт второй – человек становится убийцей, восстает не только против Бога, но и против человека. (Каин из зависти убивает своего брата Авеля. И вновь человек не раскаивается, а лишь пытается скрыть свой новый грех от Бога).

Акт третий – люди стали жить независимо от Бога. Растление рода человеческого достигает предела, зло торжествует. Библия рассказывает о катастрофе – всемирном потопе, допущенном Господом за человеческие преступления. Единственный праведник Ной и его семья спасаются от потопа в огромном ковчеге: «И продолжалась на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле…, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт. 8; 17–22).

Акт четвертый. Сказание о сыновьях Ноя завершается последним богоборческим деянием человечества – сооружением Вавилонской башни. Башня была символом жизни на земле без Бога. И Господь разрушил неразумные планы. Он смешал языки людей, после чего они перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле.

Сказания об Аврааме

Итак, ложь, зависть, братоубийство, гордыня перед Творцом сопутствовали началу человеческой истории. Однако прошло время, и выделил Господь среди людей человека по имени Авраам и сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое…» (Быт. 12; 2). С диалога Господа с праотцом Авраамом начинает звучать тема верности иудейского народа Богу Ягве (Яхве). Одновременно с этим открывается новая страница в богоисканиях человечества. Религия Авраама приняла форму соглашения с Богом, Завета. Бог обещал патриарху, что его потомки перестанут быть изгнанниками в чужом краю и получат землю Ханаанскую. Но самое поразительное пророчество: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12; 3) – связало величие избранного Богом народа с будущим благом всех людей.

Трудно найти в библейских текстах сюжет, который более ярко символизирует непоколебимые устои ветхозаветной религии, чем рассказ о жертвоприношении Авраама. Бог повелел патриарху сделать то, что выше человеческих сил: «…возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор» (Быт. 22; 2). Авраам решил исполнить Божью волю. Но Бог, всего лишь проверив преданность и любовь патриарха, не допустил сыноубийства.

В сказаниях об Аврааме примечателен сюжет, непосредственно связанный с будущими евангельскими событиями. Когда Авраам и его жена Сарра были глубокими стариками, им явился Бог под видом трех путников — ангелов. Один из них предсказал, что у Авраама родится сын, что и сбылось. В новозаветной практике эта история трактуется как явление Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого – главного догмата христианской веры.

Сказания о Моисее

Потомок Авраама Иаков был наследником обетований. Он возглавил союз родов (колен), которые именовали себя Бене-Исраэль – сыны Израиля. Их племена занимались скотоводством, но неожиданно жизнь резко изменилась. Почти четыре столетия вынуждены были они скрываться в Египте, испытав всю тяжесть непосильного труда на чужбине. «Дом рабства» призвал покинуть израильтян Моисей, с именем которого предание связывает происхождение ветхозаветной религии.

Библия повествует, как Моисей однажды услышал голос Бога, призывающий его на служение. И он вывел народ Израиля из рабства, довел его до Синайских гор, где люди заключили новый союз с Творцом. Библейское сказание рисует величественную картину заключения Завета: Моисей отделяется от толпы и устремляется к высокой горе, поднимается на ее вершину, где свирепствует буря. Вернувшись, он дает народу две каменные плиты – скрижали, где написаны 10 заповедей:

  1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
  2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…».
  3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносил имя Его напрасно».
  4. «Помни день субботний, чтобы святить его…».
  5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
  6. «Не убивай».
  7. «Не прелюбодействуй».
  8. «Не кради».
  9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

10. «Не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20).

Ветхозаветные заповеди – источник нравственности

С момента получения от Бога десяти ветхозаветных заповедей Библия стала главным источником нравственности. Последующие ее страницы развивают и дополняют текст Моисеевых скрижалей. Появляются новые, более развернутые их разъяснения и новые наставления, в числе которых правила о жертве, еде (чистые и нечистые животные), болезнях, запрет есть кровь, жесткие запреты на кровосмешение (брак между близкими родственниками), половые извращения, гомосексуализм, колдовство, волхование, гадание. Диктуя Моисею на горе Синае свою волю, Господь одновременно четко перечисляет наказания людей и их потомков за нарушение Завета.

Илия Фесвитянин

Среди всех ветхозаветных пророков огромный след в сердцах современников оставил Илия Фесвитянин. Его имя означает «Бог Мой Ягве». Илия появился с востока, с границы пустыни, и вся его жизнь была окутана тайной. По преданию, даже столетие спустя он продолжал свое шествие по земле. Илья-пророк был как бы вторым Моисеем ветхозаветной истории в тот момент, когда угроза язычества вновь нависла над иудеями. И явился он, чтобы встретить мессию, которого ожидали люди.

Псалтырь

Особая часть Ветхого Завета – Псалтырь, автором которой Библия называет царя Давида. В эту книгу включены 150 псалмов – песнопений, сочиненных ритмизованной прозой, в которых автор обращается с покаянной молитвой к Богу. В каждом песнопении от 6 до 30 стихов, предназначенных для исполнения хором в сопровождении струнных или духовых инструментов. Псалмы передают самые разные настроения: от глубоко лирических и трагических до гимнических, хвалебных. Многие песнопения наполнены глубокой экспрессией. Среди них псалом 129, Песнь восхождения:

Из глубины взываю к Тебе, Господи.

Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны

к голосу молений моих.

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, –

Господи! кто устоит?

Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.

После смерти Давида сын его Соломон решил осуществить мечту отца: построить в Иерусалиме храм Ягве. Храм возводился несколько лет и был освящен в 950 г. до н. э. Он был сложен из тесаных камней, внутри отделан деревом, покрытым позолотой. Храм находился на горе Мориа, рядом с Сионской горой. Сюда и был перенесен ковчег Завета – вместилище Моисеевых скрижалей. Предание повествует, что при освящении Дома Господня храм наполнился блистающим облаком.

Новый Завет

Итак, Ветхий Завет указал человеку, что, соблюдая нравственные правила, можно добиться Божиего благоволения. Но не только в этом был его смысл. В текстах Священного Писания заложена некая «сверх-идея», устремленность в будущее, указание на то, что в истории мира есть глубокий промысел Божий. Пророк Иеремия говорил, что придет время и Бог даст людям Новый Завет, и будет он начертан не на камнях, а в человеческом сердце (Иеремия. 331; 33). Люди ждали, что это явление Божие будет подобно взрыву, урагану, сметающему всякую неправду с лица земли. Но явление Мессии произошло иначе, о чем и повествуют Новый Завет, Евангелие.

«Есть книга, – незадолго до смерти писал А.С. Пушкин, – коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни… Сия книга называется Евангелием, – такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром и удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

Евангельские повествования

Евангельские повествования – четыре общепризнанных канонических текста – записаны приблизительно в 40–90-х гг. I в. н. э. Два из них принадлежат непосредственным ученикам Иисуса – Матфею и Иоанну, два других – ученикам этих учеников Луке и Марку. Матфей и Лука начинают свой рассказ с рождения Иисуса Христа, а Марк и Иоанн повествуют о его деяниях и смерти с того момента, когда он начал проповедь своего учения.

События, предшествующие Рождеству

О событиях, предшествующих Рождеству Спасителя, поэтично и трепетно рассказывает Евангелие от Луки в сюжете, получившем название «Благовещение». Ангел явился Деве Марии с вестью о ее непорочном зачатии и воскликнул: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1; 28–31).

Евангелие от Матфея дополняет этот сюжет: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1; 18–21).

Произошли эти события в Галилее, провинции Иудеи, которая в то время входила в состав Римской империи, где властвовал император Август. Иудеей же правил жестокий тиран Ирод Великий, захвативший трон при поддержке римлян против воли народа. В связи с указом Августа в Палестине проводилась перепись населения, и каждое семейство должно было прийти в то место, откуда родом был глава семьи. Так оказались Иосиф и Мария в Вифлееме – небольшом селении близ Иерусалима. Места в переполненных домах им не нашлось, и родила Мария своего первенца в пещере, служившей загоном для скота.

Рождество Христово

Рождеству сопутствовало удивительное знамение: на небосклоне засияла новая яркая Вифлеемская звезда, возвестив миру о рождении Спасителя, Царя Иудейского, пришествие которого с нетерпением ожидали, основываясь на предсказаниях пророков Ветхого Завета. Свет звезды увидели рано утром на востоке пастухи; рассмотрели ее и волхвы — мудрецы, шедшие из восточных стран с караваном в Иерусалим. Вскоре слух о необыкновенном младенце достиг дворца Ирода Великого. Реагировали на столь чудесное явление люди поразному. Волхвы пришли поклониться новорожденному и принесли в дар золото, ладан и смирну (по преданию, Дева Мария сохраняла эти дары до конца своих дней; сейчас они хранятся в монастыре на священной горе Афон). Ирод же, опасаясь за свою власть, приказал уничтожить всех детей от двух лет и моложе. Тем временем Иосиф и Мария, по наставлению ангела, бежали в Египет.

Евангельский образ Иисуса Христа

После смерти Ирода Святое Семейство смогло вернуться на родину, в город Назарет, где оно жило прежде. Евангелие не рассказывает о детстве Иисуса Христа, росшего среди простых людей: виноградарей, пахарей, плотников, рыбаков, строителей. Но образы, знакомые ему с юных лет, отразились в емких, насыщенных жизненными деталями притчах Спасителя. Вот одна из них: «Вот, вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13; 4—9).

Евангельский образ Иисуса Христа гармоничен: в нем нет места конфликтности и греховности, отягощающих душу обычного человека. Иисус Христос никогда не стремился возвыситься над людьми, достичь власти и словно ждал некоего знака свыше, чтобы обратиться к людям с проповедью.

Богоявление

В те годы объявился на берегах Иордана пророк по имени Иоанн. Он вел жизнь аскета и отшельника, одевался в грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался лишь диким медом и акридами (сушеной саранчой) и страстно призывал людей: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3; 2). Тех, кто каялся в своих грехах, Иоанн погружал в воды Иордана, символически очищая тело и душу человека перед приходом мессии. Его слова пробудили многих к духовному обращению. В Иудее воцарились напряженное ожидание и вера в близость великих духовных потрясений.

И вот среди тех, кто шел к Иоанну, появился Иисус из Назарета. Наступил миг его крещения и одновременно Богоявления. Иоанн увидел Духа Божия, который сходил на Иисуса как голубь, и услышал «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3; 16–17). С этого момента начинает Иисус Христос свое земное служение. Но прежде, как говорит Евангелие, он был возведен Духом в пустыню для искушения дьяволом. Долгих сорок дней и сорок ночей постился Иисус Христос среди голых каменистых холмов и стойко отвергал самые, казалось бы, заманчивые дьявольские предложения: «Берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, И говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф. 4; 8–11).

Бог в Ветхом Завете наречен разными именами. Иисус Христос называет его доверительно и просто – Отец. В единственной молитве, которую дал Спаситель своим ученикам, он обращается к Богу с любовью и надеждой: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6; 9–13).

Учения Иисуса Христа

Евангелисты очень подробно описывают жизнь Иисуса Христа. Учитель ежедневно обходил города и селенья, беседовал с людьми, давал советы жаждущим знаний, отвечал на вопросы, спорил с книжниками и лечил больных. Его речь полна любви и снисходительности к человеческим слабостям, но своих главных нравственных требований Спаситель никогда не смягчал. Последователи и ученики Иисуса были простыми и, вероятно, довольно молодыми людьми. Первыми, кто последовал за учителем, были Симон (которого он нарек Петром, что значит «камень»), его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн.

Чему же учил Иисус Христос народ иудейский? Благая весть, которую Сын Божий принес людям, в корне меняла отношение человека к Богу, людям, самому себе.

На первый взгляд Христос возвращал народу нравственные ценности, некогда записанные в заповедях Моисея. На вопрос о том, какая самая важная заповедь, он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22; 37–39). Но требования к человеку, выдвинутые Иисусом Христом, были значительно выше, нежели те, что содержит Ветхий Завет: «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду… Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных…» (Мф. 5; 38–45).

Самое же главное, Иисус Христос подтвердил то, о чем лишь догадывались мудрецы древности: после смерти человека умирает лишь его тело, материальная оболочка, а живая душа возвращается к ее Творцу в Царство Божие. Бессмертие, о котором возвестил Спаситель, неотделимо от того, как живет человек на земле. Евангелие призывает не думать о земных богатствах: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6; 19–21).

Со спокойной уверенностью Иисус Христос провозглашает себя единственным Сыном Божиим, подтверждая это многими чудесами, в том числе воскрешением мертвых. Его смелые проповеди вызвали шумное проявление народного восторга. Люди хотели сделать Иисуса земным царем, властным и могучим, но не за этим явился в мир Спаситель. Свою власть над самой жизнью и смертью показал Иисус, когда воскресил Лазаря. О происшедшем донесли в Синедрион – высший орган иудейского духовенства. Первосвященник Иосиф Каиафа объявил, что Иисуса как лжемессию следует немедленно устранить.

Пасхальная неделя

Начиналась пасхальная неделя – трагические дни земной жизни Спасителя. На праздник иудейской Пасхи Иисус отправился в Иерусалим верхом на осле. Он въехал в город безоружный в окружении паломников, которые махали пальмовыми ветками и в восторге кричали: «Осанна Сыну Давидову!». Утром в четверг Спаситель приказал ученикам готовиться к пасхальной трапезе. Эта трапеза – священное событие, которому суждено было стать главным таинством будущей христианской церкви: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оста вление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26; 26–29).

Смерть Иисуса Христа

Последние страницы евангельской истории: ночью в Гефсиманском саду Иисус Христос страстно молится Богу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Но раздаются шаги стражи, которая, влекомая Иудой, спешит арестовать “лжемессию”. На суде Синедриона первосвященник прямо спросил у арестованного: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я…» (Мрк. 14; 61–62). Судьба Спасителя была предрешена. «Повинен смерти» – так решили члены Синедриона. Но этот приговор еще должен был утвердить Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи.

Понтий Пилат не хотел проливать кровь безобидного, по его мнению, странствующего проповедника. Но толпа кричала: «Да будет распят». Прокуратор, убоявшись народных волнений, омыл водой руки («невиновен я в крови Праведника Сего») и утвердил приговор – смерть на кресте.

Последние строки Евангелия посвящены пронзительно скорбным часам жизни Иисуса Христа: его избили, сорвали одежды и возложили на голову терновый венец, и плевали на него, и насмехались, говоря «Радуйся, Царь Иудейский»! Далее крестный путь на Голгофу и мучительная смерть. Последние слова Иисуса: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23; 46).

Воскрешение Иисуса Христа

Пророчество Христа о том, что после смерти он воскреснет, на третий день сбылось. Воскресший Иисус не раз являлся Марии Магдалине и ученикам – апостолам Нового Завета. Он завещал им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28; 19–20).

Иные священные писания

Кроме четырех Евангелий Новый Завет включает Деяния святых апостолов, Соборные послания, Послания апостола Павла. Все эти тексты связаны с жизнью и деятельностью учеников Иисуса Христа, призванных воскресшим Сыном Божиим нести евангельское слово народам мира. Завершает Новый Завет Откровение (по-греч. Апокалипсис) Иоанна Богослова. Один из самых древних христианских текстов (создан в середине 68 или начале 69 г.), Апокалипсис содержит пророчество о конце света, рассказывает о борьбе Христа с антихристом, Страшном суде и наступлении конца человеческой истории – тысячелетнего царства Божия.

Заключение

Христианство привнесло духовное начало в европейскую художественную культуру. Родилось новое искусство с четкой «литературной программой», основанной на текстах Библии. Творя «во славу Божию», величайшие мастера пытались найти средства художественной выразительности, помогающие приблизить человека к пониманию евангельских истин. С течением столетий менялась стилистика художественных обобщений, но главное – образы Священного Писания – оставались неизменными. Библейское слово нашло отклик в разных видах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре, ваянии, декоративно-прикладном творчестве.

Образам Ветхого и Нового Заветов в европейском искусстве – две тысячи лет. Промелькнули эпохи, но неизменным оставался интерес мастеров к воплощению христианской истории. Фундаментальное начало диалогу художественной культуры и христианского вероучения было положено в Средние века, речь о которых пойдет в следующей главе.

Источник

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч.1: [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 375 с.: ил.

5 3 голоса
Рейтинг статьи

Автор: admin

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии