Роль мифологии в античном мире
Эллинский мир шел своим путем в поисках ответа на вопросы о происхождении мироздания, смерти и бессмертии, добре и зле. Переломный момент от первобытного состояния к древнегреческой цивилизации ознаменовался рождением мифологии. В мифах греки впервые запечатлели священный характер порядка земного бытия и противопоставили ему иррациональные силы демонических стихий.
В образной форме это извечное вселенское борение гармонии и хаоса передают сказания о борьбе богов с титанами, темными силами, порожденными Матерью-землей. Боги одержали победу и навечно поселились в мифологической небесной резиденции верховных греческих повелителей – на Олимпе. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве… И только бессмертие, поддерживаемое волшебным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его настоящим и будущим.
Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, и мифы не учили морали. Нравственное начало в поступках олимпийцев было столь сомнительным, что со временем они стали вызывать насмешки. И все же культ богов-оракулов был очень силен, и нигде в мире не было столь развито искусство предсказаний судьбы, как в античном обществе. Оракулы были неизменными спутниками и простых людей, и царей. Впрочем, сама античная религия была удивительно материалистической, посюсторонней. Здоровье, богатство, благополучие – вот единственное и высшее благо для человека!
Боги Олимпа
Зевс – бог-громовержец, владыка Олимпа, Посейдон – властитель морей, Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Гефест – бог огня, Аполлон – покровитель искусства, целитель и прорицатель и многие другие небожители обрели в мифологии свои биографии, а в искусстве – вполне конкретный облик. Так воплотилась извечная наивная мечта человека о победе над стихийными силами природы и смертью. Здесь скрыта важная «тайна» той радостной искренности, что наполняла античное искусство. Стирание граней между «человеческим» и «божественным» породило ощущение гордого возвышения людей над стихиями, вызвало стремление увековечить в художественных произведениях высшую красоту (идеал), более совершенную и гармоничную, нежели та, что явила природа. Этот внутренний духовный подъем Софокл определил так: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Однако победа богов-олимпийцев над силами хаоса не была окончательной. Боги не рискнули посягнуть на Мать-прародительницу, верховная власть над людьми и их судьбами осталась за ней. Тщетны попытки преодолеть неведомый рок, нельзя избежать предначертанного судьбой – это мистическое чувство пронизывает всю древнегреческую мифологию. Фатализм неотделим от художественных образов античного искусства, и первым провозвестником скорбного мироощущения был творец древнегреческого эпоса Гомер, воскликнувший:
Меж существами земными, которые дышат и ходят,
Истинно в целой Вселенной несчастнее нет человека!..
Этапы развития художественной культуры Античности
В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов. Это гомеровская Греция (XI–VIII вв. до н. э.), архаика (VII–VI вв. до н. э.), классика (V—IV вв. до н. э.), эллинизм (IV–I вв. до н. э.), а также республиканский Древний Рим (V–I вв. до н.э.) и императорский Древний Рим (I–V вв. н. э.) Была у этой культуры и своя «предыстория», и свои еще более древние корни.
В марте 1900 г. служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал раскопки на острове Крит, научные результаты которых имели исключительное значение для исследования культуры, о существовании которой имелись лишь предположения на основании всем известных древнегреческих мифов. Греки не случайно воспели остров Крит. Здесь родился Зевс. На остров, приняв образ быка, он доставил похищенную красавицу Европу. С Крита взмыл в поднебесье Икар, но, приблизившись к солнцу, упал в море, так как воск, скреплявший искусно сделанные Дедалом крылья, растаял.
Эгейская (крито-микенская) культура
Сегодня установлено, что эгейская (или крито-микенская) культура (III–II тыс. до н.э.), расцветшая на островах и побережьях Эгейского моря (остров Крит, города Микены, Тиринф, легендарная Троя, воспетая Гомером), была своеобразным мостиком, связавшим древнейшие восточные с античностью.
Самый знаменитый памятник эгейской художественной культуры – Кносский дворец – комплекс построек, сгруппированных вокруг большого внутреннего двора на острове Крит. Дворец – словно иллюстрация к греческому мифу о кровожадном получеловеке-полубыке Минотавре, которого победил Тесей. «Настоящий лабиринт» – так назовет это сооружение каждый, кто его увидит. Части дворца расположены на разных уровнях, между собой они причудливо соединены лестницами и коридорами, уходящими под землю. Поражаясь замысловатости такого сооружения, невольно веришь, что выйти из этих запутанных помещений можно только с помощью спасительного клубка ниток, некогда данного Тесею влюбленной в него дочерью критского царя Миноса Ариадной.
Стены Кносского дворца покрыты яркими прихотливыми фресками. В них воссоздано разнообразие жизни – торжественные процессии, ритуальные танцы, прыгающие через быка акробаты, выслеживающая фазанов кошка, плавающие среди причудливых водорослей рыбы. В пестром, красочном мире критской живописи особенно выделяются женские образы, получившие от их первооткрывателя Эванса меткие имена – «Дамы в голубом», «Парижанка». Некоторые из фигур (например, так называемый «Царь-жрец») напоминают египетские творения. Но за внешним сходством (плоскость, декоративная условность) угадывается совершенно иной художественный стиль, наполненный ощущением радости бытия, – прообраз греческого искусства.
Художественная культура Микен
Критское царство погибло в конце XV в. до н. э. В это время художественная культура Микен уже достигла своего величия и расцвета. Согласно «Илиаде» Гомера Микенами некогда управлял царь Агамемнон, тот самый, что воевал с царем Приамом – властителем Трои. Честь открытия этих городов в XIX в. принадлежит немецкому археологу Генриху Шлиману.
Памятники культуры, обнаруженные в Микенах, отличаются от критских сооружений своей суровостью и мощью. Дворцы Микен и Тиринфа возводились на высоких холмах. Они обносились толстыми стенами, сооруженными из грубо отесанных камней. Современные ученые нарекли их «циклопическими». Гомер же называл Микены «златообильными». Следуя гомерову тексту, Шлиман открыл в микенских царских могилах сокровищницу с грудой изделий из серебра и золота, поражающих тонкой ювелирной работой. Быть может, эти богатства принадлежали самому царю Агамемнону?
Эпоха Гомера
Несколько веков отделяют эгейскую культуру от эпохи Гомера.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой…
Эти пушкинские строки родились не случайно. Основу «божественной эллинской речи» действительно заложили две поэмы легендарного слепого аэда (певца-сказителя) Гомера – «Илиада» и «Одиссея». Они были созданы приблизительно в IХ–VIII вв. до н. э., записаны же несколько столетий спустя. В основе «Илиады» рассказ о событиях, связанных с походом греческого племени ахейцев против Илиона (Трои). В «Одиссее» говорится о необычайных и фантастических приключениях Одиссея и его товарищей, возвращавшихся после победы над Троей в родную Итаку. Повествование Гомера течет медленно и обстоятельно. Но за бесстрастным на первый взгляд текстом скрывается народная мудрость, оценить которую по достоинству удалось последующим поколениям. «Воспитателем Греции» назвал Гомера философ Платон. Своеобразной «литературной программой» культуры античного мира можно считать гомеровские сочинения, художественная красота которых бессмертна.
Архаика
Архаика (от греч. «архайос» – древний) — следующий чрезвычайно продуктивный этап развития древнегреческого искусства. В архаическом художественном творчестве пробудились многие наиболее ценные черты античной культуры. Развитие городов-государств с их рабовладельческой демократией привело к расцвету архитектуры, создатели которой устремились к поиску гармонии, соразмерности, упорядоченности.
«Ордер» (порядок, строй) – так назвали римляне ту систему, что родилась в архаических архитектурных сооружениях. В узком значении слова под ордером подразумевается тип соотношения колонны (несущей части здания) и лежащего на ней перекрытия – антаблемента (несомой части). Первоначально сложились два ордера — дорический и ионический. Дорический воплощал образ силы, строгости, мужества; ионический – легкость, нарядность, женственность. Несколько позднее, в период классики, возник коринфский ордер: стройные колонны, увенчанные пышной «корзинкой»-капителью с растительным орнаментом.
Ордерная система впервые воплотилась в каменных храмах, которые обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ. Древнейшим из них является святилище Аполлона в Дельфах. Здесь находился оракул – место, откуда провозглашались пророчества жрецов.
Храм, возводимый на земле, строился не для людей – по верованиям древних греков в нем обитал сам бог, покровитель города. Поэтому возводили святилища либо в центре городской застройки, либо на акрополе – возвышенной верхней части города. Классический греческий храм имел прямоугольную в плане форму, края которой были обнесены колоннами в один ряд (периптер) или два ряда (диптер). Со времен архаики в храмовом строительстве ценились строгая простота, благородство линий и гармония целого.
Изобразительное искусство архаики
Самым главным в изобразительном искусстве архаики стало
открытие человека – носителя природной красоты. Скульптура пережила подлинную революцию. В ней был найден новый, небывалый в иных древних культурах идеал — здоровое человеческое тело. Этот образ воплотился в статуях куросов – так называли обнаженных мускулистых юношей, изображенных стоя. Облик куросов излучает здоровье и жизненную энергию. Правда, ранние работы отличаются некоторой статичностью. Они говорят о том, что все усилия художников были направлены прежде всего на овладение анатомией человека. Два небольших штриха крайне важны для понимания нового стиля: куросы обычно изображались идущими, а их лица озарены «архаической улыбкой» – символом искренней радости, убедительным свидетельством мироощущения народа, уверенно смотрящего в будущее.
Позднее в Афинах появились коры – статуи женщин с той же загадочной улыбкой, одетых в нарядные платья.
Вазопись
Судить о мастерстве античных художников принято на основании вазописи (росписи сосудов), составляющей вполне самостоятельную страницу в истории античной культуры.
Греческие вазы были многообразны по формам и размерам, так как предназначались для самых разных вещей – вина и масла, воды и благовоний. Развитие вазописи шло от отвлеченно-декоративных рисунков (геометрический стиль орнамента) к сложным композициям, имевшим свой сюжет. В период архаики наибольшим успехом пользовалась так называемая чернофигурная вазопись: изображение черных лаковых фигур на красном фоне. Состав греческого черного лака, изобретенный мастерами Аттики в первой половине VI в., до сих пор не разгадан. Среди выдающихся творцов чернофигурной вазописи сохранилось имя Экзекия, умевшего украсить гончарное изделие двумя крупными и изысканными сюжетными сценами. Шедевром чернофигурного стиля считается знаменитая «ваза Франсуа», созданная гончаром Эрготимом и расписанная Клитием. В ее росписях насчитывается более 120 фигур, представленных в сценах из греческой мифологии и гомеровского эпоса.
В 30-х гг. VI в. до н. э. в искусстве вазописи на смену черным росписям пришли краснофигурные изображения, выполненные на черном фоне. На одной из краснофигурных амфор этого времени сохранилась надпись: «Эвтимид расписал, как Эвфроний никогда бы не смог». Так «переписывались» друг с другом два самых крупных мастера, представлявших соперничавшие школы. К началу классического периода вазописцы научились изображать человеческое тело, причем анатомически точно и убедительно. Эти достижения говорят о высоком развитии античной живописи, к сожалению, не дошедшей до наших дней.
Сократ
С V в. до н. э. начинается классический этап в развитии художественной культуры Эллады. Расцвет античной классики обычно связывают с укреплением могущества греческого общества, его демократией, процветанием полисов, особенно Афин. Все это так, однако «не хлебом единым жив человек»! В основе культурного подъема лежала глубокая, напряженная работа мысли античных философов, поставивших под сомнение мифологические народные верования, устремившихся к обоснованию духовной сущности человека и единого верховного принципа существования Вселенной. Среди блистательных представителей древнегреческой философии – Сократ (ок. 470–399 г. до н. э.).
«Я знаю, что ничего не знаю» – знаменитое сократовское изречение некогда возмутило спокойствие самоуверенных афинских граждан. Беседуя с молодежью, этот коренастый курносый человек с огромным лбом, указывающим на могучий интеллект, развенчивал ходячие «истины», показывал их обманчивую эфемерность. Сократовское «богословие» очень близко библейскому учению. Философ исповедовал веру в высшее благо, в небесный промысел, поскольку Бог есть добро. Сократ был уверен, что в человеке воплощено божественное начало, которое открывает ему путь к творчеству, к радостной, разумной, гармоничной жизни, к самопознанию. Нашлись люди, подавшие на мудреца в суд с обвинением в порче молодежи и богохульстве. Независимое поведение Сократа на суде вызвало еще большее озлобление толпы – жители Афин приговорили неповинного проповедника добра к смерти. Неслучайно Сократа стали называть «первым христианином до Христа».
Платон
«Творения философов значительно позднейших давно уже пожелтели и высохли, спал их нарядный убор и стоят перед сознанием оголенные их схемы, как мерзлые деревья зимой. Но живы и будут жить притрепетные Диалоги Платона. И нет такого человека, который хотя бы одно время жизни своей не был платоником. Кто ведь не испытал, как растут крылья души?» – так сказал о трудах Платона, ученика Сократа, выдающийся русский мыслитель о. Павел Флоренский. Судьба Платона (427–347 гг. до н. э.) сложилась гораздо более счастливо. К 40 годам он был уже знаменит и сумел создать свою школу, расположив ее в роще, некогда названной именем героя Академа. С того времени и в течение многих веков стали приходить в платоновскую Академию люди, жаждущие духовных знаний. Среди них Аристотель, Плутарх, Василий Великий, Григорий Богослов…
В чем же притягательность учения Платона? Мудрец полагал, что человек в своем земном обличье принадлежит двум мирам. Главное его начало – душа, управляющая телом и уходящая после смерти в подобное ей самой место, – божественное, бессмертное, разумное. Провозгласив, что видимое бытие имеет прообраз в невидимом мире, Платон сделал открытие, которое стало важнейшим импульсом развития европейской философской мысли.
Древнегреческий театр
Религиозные и нравственные идеи великих мыслителей совпали с первыми попытками их художественного обобщения. В V в. до н. э. о самых сложных вопросах человеческой жизни заговорил театр – молодая античная трагедия.
Древнегреческий театр родился задолго до эпохи классики. С незапамятных времен почитали греки бога виноградной лозы и вина Диониса. В его честь устраивались праздники, сопровождаемые играми, танцами, пением торжественных гимнов (дифирамбов). При этом люди рядились в козлиные шкуры, изображая спутников Диониса – козлоногих сатиров. Культ Диониса вырос на почве стремления уйти от жизненных проблем, слиться с природой. Песни и пляски среди лугов и лесов нередко доводили людей до болезненного исступления – дионисийского экстаза, в состоянии которого человек чувствовал себя освобожденным от нравственных норм поведения и мук совести.
Парадоксально, но трагедия (само слово означает «песнь козла»), генетически связанная с оргиями Диониса, прежде всего отринула дионисийское начало. Она обратилась к темам и сюжетам, раскрывавшим сложные духовные проблемы, рассказывавшим о скорбях и несчастьях человека. Наивысшего расцвета античная трагедия достигла в V в. до н. э. в творчестве трех афинских драматургов – Эсхила, Софокла и Еврипида. Созданный ими театр стал для жителей Эллады и трибуной, и книгой, «читая» которую люди испытывали катарсис – очищение через страдание.
Эсхил
Старший из великих поэтов-драматургов, «отец трагедии» Эсхил (524–456 гг. до н.э.), по данным различных древних источников, создал 72 или 90 пьес. Он пользовался заслуженной славой и еще при жизни удостоился памятника в Афинах. До нас дошли семь его сочинений, сюжеты которых взяты, как правило, из мифологии. В центре творчества Эсхила трилогия о титане Прометее, дерзнувшем похитить у Зевса огонь и принести его людям. Первая из пьес не сохранилась. Вторая – «Прикованный Прометей» – рассказывает о том, как Зевс, не властный убить титана, приговорил его к вечной пытке. Сила духа Прометея столь велика, что он дерзнул бросить гордый вызов властителю Олимпа:
Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье…
Окружив божественным ореолом того, кто не пожалел себя во имя спасения людей, Эсхил взывает к мужеству, справедливости, человеческому достоинству.
Софокл
Младший современник Эсхила, трагик Софокл (497–406 гг. до н. э.) посвятил свою музу страстной проповеди нравственных норм жизни, предрекая неминуемую кару каждому за нарушение «божеских законов» и воли богов. Трагедия «Царь Эдип» воскрешает древнее фиванское сказание о правителе, уважаемом и любимом народом, который волею рока и по незнанию оказался убийцей родного отца и мужем собственной матери. В конце пьесы обезумевший Эдип, переживший ужас открытия страшной тайны своего рождения и смерть жены-матери, выкалывает себе глаза и погружается в вечную тьму. Страдание делает царя настолько внутренне прекрасным, что зрители плачут вместе с ним над его несчастной судьбой. Финал трагедии рождает катарсис – душевное очищение.
Еврипид
Еврипид (480–406 гг. до н. э.), подобно Софоклу, вкладывает в уста своих героев рассуждения о нравственном долге и общественном благе. Лучшая из дошедших до нас трагедий – «Медея» – показывает непредсказуемость деяний человека, раздираемого страстями и враждующего с окружающим миром.
Аристофан и комедия
Из Дионисовых сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родился еще один жанр античного театра – комедия, основоположником которой принято считать Аристофана (446–385 гг. до н. э.).
На первый взгляд его творения кажутся непритязательными фантазиями и сказками, где все происходит совсем не так, как в жизни. Персонажи пьес совершают невероятные с позиции здравого смысла поступки. Но за всей этой суетой зритель ощущает идею комедии – осмеять уродливые стороны действительности. Из 40 сочинений Аристофана до нас дошло 11 пьес, блещущих остроумием и замечательной выдумкой. Содержание многих из них связано с конкретными историческими событиями. В комедиях «Всадники», «Мир», «Лисистрата», «Птицы» комедиограф подвергает беспощадной критике войну, которую вели афиняне против Спарты.
Зодчество и ваяние
Рождение античных трагедии и комедии совпадает с расцветом зодчества и ваяния, где зримо воплотились идеи возвеличивания человека и его безграничных творческих возможностей. В истории этих видов искусств принято выделять раннюю, высокую и позднююьклассику.
Наибольшее распространение в архитектуре в период ранней классики получают храмы дорического ордера. Самым известным памятником этой эпохи является храм Зевса в Олимпии (468–456 гг. до н. э.).
В древности греки вели летоисчисление на основании регулярных спортивных состязаний – олимпийских игр, получивших свое название от города Олимпии на Пелопоннесе. (Позднее, в Средние века, грандиозные спортивные сооружения были разрушены, и только во второй половине XIX в. археологам удалось открыть олимпийский комплекс, включающий храмы, алтари, портики, стадионы.) В результате раскопок в Олимпии было найдено огромное количество памятников искусства. Но, несомненно, самая значительная находка – метопы (плиты фриза дорического ордера) храма Зевса, составляющие скульптурный цикл, повествующий о двенадцати подвигах Геракла.
В святилище Зевса находилась и его знаменитая статуя работы Фидия, выполненная из золота, слоновой кости и дерева. Некогда она считалась одним из семи чудес света. Сегодня же среди шедевров высокой античной классики таким чудом света предстает афинский Акрополь (V в. до н.э.).
Афинский Акрополь
Для Афин он был тем же, чем в более позднее время кремль для городов Древней Руси – символом независимости, оплотом веры, убежищем на случай военной опасности. Главная святыня города была заново отстроена после победы над персами по велению стратега (главнокомандующего) Афин Перикла (ок. 490–429 гг. до н.э.). В строительстве участвовали несколько архитекторов, но главным среди них был гениальный мастер Фидий. В облике Акрополя воссоздан художественный идеал, отражающий дух высокого и благородного эллинизма.
Гордо вознесшись над окружающим миром, этот архитектурно-скульптурный ансамбль поражает свободной живописной планировкой зданий при сохранении единства композиции всего комплекса. Он прославляет волю и интеллект человека, его способность творить стройный порядок и красоту в хаосе природы.
В ансамбль афинского Акрополя входит несколько мраморных сооружений. Над крутым склоном холма воздвигнуты знаменитые Пропилеи, торжественно предваряющие вход на Акрополь. На выходе из Пропилей возвышался 17-метровый колосс Афины Промахос (Афины-воительницы), изваянной Фидием. Главный храм Акрополя – Парфенон – совершеннейшее творение архитекторов Иктина и Калликрата при руководстве Фидия. Образ Парфенона поражает безупречной ясностью и простотой. Созданный в дорическом стиле, храм окружен легкими колоннами (восемь по фасадам и семнадцать по боковым сторонам); стройность и соразмерность частей и целого в этом огромном сооружении кажутся идеальными. Следует добавить, что в древности для афинян Парфенон не только олицетворял религиозную идею, но и был символом торжествующей демократии: по преданию, небожительницу Афину греки почитали первой гражданкой города и сами избрали ее своей покровительницей. В главном зале храма находилась12-метровая статуя Афины Парфенос (Афины-девы), выполненная Фидием из дерева, покрытого слоновой костью и золотом. Со хранившиеся скульптуры Парфенона и их копии свидетельствуют о роскоши убранства храма. Это – подлинные шедевры, утверждающие неисчерпаемсть творческих сил и достоинство человека.
Скульптуры Парфенона были сделаны Фидием и его учениками. К сожалению, уцелели немногие из этих созданий, но даже искалеченные временем и людьми памятники являют собой высокий взлет человеческого гения и кладезь мудрости.
Девяносто две наружные метопы Парфенона были украшены мраморными рельефами. Какое разнообразие мифологических сюжетов и образов представлено здесь! Композиции передают живое чувство веры в силу красоты, в победу человеческого разума над стихиями. Каждое существо, застывшее в камне, наделено внутренней эмоциональностью и возвышенным благородством.
Судьба оказалась несправедливой к главному творцу Акрополя – Фидий был обвинен в хищении части золота, предназначенного для статуи Афины, и изгнан из города (вскоре его невиновность была доказана). Но имя мастера навечно вошло в мировую художественную культуру. Преклонение перед творческим гением Фидия образно выразил римский поэт Филипп Фессалоникский:
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?
На первом выступе скалы к Пропилеям прилегает храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Афиняне решили навечно сохранить победу в городе и поэтому лишили богиню крыльев. Небольшой храм со стройными ионическими колоннами отличается легкостью и изяществом.
К сожалению, отношение к наследию художественной культуры не всегда бывает благоговейным. Так, в конце XVII в. в Парфеноне был устроен пороховой склад, который взорвался от случайного снаряда во время войны турок с Венецией. В начале XIX в. английский посланник, подкупив турецкие власти, снял с Парфенона почти все уцелевшие после взрыва украшения, выломав при этом часть знаменитого фриза… Ныне фронтонные изваяния хранятся в Британском музее в Лондоне.
Мирон
Подлинники греческой скульптуры – большая редкость. Большинство памятников, первоначально выполненных в бронзе, сохранилось в мраморных римских копиях. Начало классической эпохе было положено в работах скульптора Мирона, работавшего в середине V в. в Афинах. Его бронзовый Дискобол, в котором мастер сумел передать стремительность движения прекрасного юноши в момент броска диска, оказал большое влияние на развитие античного изобразительного искусства.
Поликлет
Современник Фидия Поликлет, творивший в Аргосе (Пелопоннес), работал над воплощением образа человека в состоянии покоя или идущего. Мастер задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры. Путем вычислений он пришел к выводу, что, в частности, соотношение головы и тела выражается в формуле 1:7. Систему выведенных правил Поликлет изложил в трактате «Канон» и блестяще претворил свои теоретические выкладки на практике. Самая прославленная скульптура мастера – Дорифор (Копьеносец), в которой запечатлен мускулистый юноша в торжественно-медленном движении.
Скопас, Пракситель и Лисипп
В эпоху поздней классики выдвинулись три великих ваятеля – Скопас, Пракситель и Лисипп (IV в. до н. э.).
Творчество Скопаса открыло в искусстве скульптуры трагический и драматически-насыщенный мир. Мастер родился на острове Парос, где добывали мрамор. Из паросского мрамора сделаны почти все его работы, известные по римским копиям. Скульптор передавал в своих творениях сложные, страстные чувства. Глубокое впечатление оставляет его Менада (Вакханка) – спутница Диониса, неистовая танцовщица. Этой работе поэт Главка посвятил выразительные строки:
Камень паросский — вакханка.
Но камню дал душу ваятель,
И, как хмельная, вскочив,
ринулась в пляску она.
Эту фиаду создав, в исступленье,
с убитой козою,
Боготворящим резцом
чудо ты сделал, Скопас.
Творения Праксителя часто сравнивают с музыкой Моцарта, они проникнуты чистой и ясной гармонией. Огромное мастерство обнаруживает скульптор в мраморной группе «Гермес с Дионисом». Но, пожалуй, самая знаменитая его работа – Афродита Книдская (ок. 350 г. до н. э.), вызвавшая немало повторений в последующие времена. В ней впервые воссоздан новый идеал красоты, пленяющий гармонией форм обнаженного женского тела.
Лисипп, придворный ваятель Александра Македонского, всем материалам предпочитал бронзу. Излюбленные темы мастера связаны с воплощением мужских образов, в которых он достиг высокого реализма и индивидуализации. Юноша, после спортивных состязаний счищающий скребком со своего уставшего тела песок, – таков достаточно обыденный сюжет скульптуры «Апоксиомен». Не момент наивысшего напряжения, а расслабленное состояние своего героя с глубокой правдивостью передает мастер. Лисиппу принадлежит несколько портретов Александра Македонского, воплотивших внутренний мир сложной, словно сотканной из противоречий личности полководца. Поэт Асклепиад Самосский откликнулся на одну из этих скульптур эпиграммой:
Полный отважности взор Александра и весь его облик
Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь!
Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей».
Александр Македонский. Эра эллинизма
В правление Александра Македонского (356–323 гг. до н. э.) греческая культура начала распространяться на регионы, покоренные великим завоевателем: наступала эра эллинизма. Правда, монархия Александра просуществовало недолго: к концу IV в. до н. э. на развалинах некогда могучей империи возникли новые деспотические государства.
Эпоха эллинизма вошла в историю как пора расцвета научного знания. Появляется плеяда выдающихся ученых, среди которых гениальные Архимед и Эвклид; развиваются философия и история, создаются библиотеки и музеи. Два грандиозных архитектурных памятника эллинистического времени отнесены к семи чудесам света. Это Колосс Родосский – статуя бога солнца Гелиоса высотой 30 м (292–280 гг. до н. э.) и Фаросский маяк, вознесшийся у входа в гавань Александрии на высоту 120 м. Огонь маяка мореплаватели видели на расстоянии более 100 миль.
Образный мир искусства эллинизма запечатлел новые для античности эмоциональные состояния человека – страстный порыв, экспрессивное стремление к движению и полету.
Алтарь Зевса
В 180–160 гг. до н. э. в Пергаме (Малая Азия) был возведен алтарь Зевса. Расположенный на Акрополе, он представлял собой здание с колоннами в виде буквы П, к которому вела огромная лестница. Высокое основание подиумов было опоясано лентой скульптурного фриза, где изображалась битва богов-олимпийцев с гигантами – аллегория сражения эллинов с варварами. Обломки этого бесценного фриза сохранились и ныне находятся в Пергамском музее в Берлине. Горельефы (рельефы, выступающие над плоскостью), порой переходящие в круглую скульптуру, изображают картины беспощадного боя не на жизнь, а на смерть. Образы участников сражения отмечены необычайной динамичностью. Скульптура запечатлела богатейший спектр внутренних состояний героев – от гнева и отчаяния до страдания и предельного напряжения сил. Необычная мощь победителей-богов и побежденных гигантов заставляет задуматься о слабости человека перед лицом грозных сил, правящих Вселенной.
Ваяние
На самом восточном острове архипелага Эгейского моря – Родосе во II–I вв. до н. э. родилась прославленная школа ваяния. Символом ее высоких достижений является скульптура «Лаокоон», выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. История гибели троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей восходит к эпизоду «Одиссеи» Гомера. В скульптурной группе запечатлен страшный миг борьбы троянцев с двумя гигантскими змеями, выплывшими из моря по велению Афины. Ужасные муки гибнущих героев переданы в пластичной форме с несколько преувеличенной патетикой, что характерно для позднего эллинизма.
Возможно, на Родосе было создано не менее знаменитое, хотя и совершенно иное по духу творение – статуя Ники Самофракийской, ныне украшающей Лувр. Голова богини не сохранилась, но живая выразительность камня позволяет домыслить образ в его целостности. Высеченная из мрамора в развевающихся на ветру одеждах богиня некогда стояла на скале над морем. Ее пьедестал изображал нос морского корабля. Взмахнув могучими крыльями, Ника устремлена ввысь, к небу, к победному стремительному полету.
Венера Милосская
Афродита с острова Мелос – одна из немногих античных скульптур, найденная неповрежденной, но при споре французов с англичанами за обладание статуей руки ее были утеряны. Сегодня ее знает весь мир как Венеру Милосскую; имя ваятеля известно лишь приблизительно – Александр или Агесандр, работавший в Малой Азии в конце II в. до н. э. Полуобнаженная богиня – отзвук великих традиций классики, отдаленный отклик на образ Афродиты Праксителя. Чистый, величавый в своей пленительной женственности идеал вечной красоты! Среди моря поэтических строф, посвященных Венере Милосской, есть стихи и русских авторов, к примеру А.А. Фета:
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Музыка в античном мире
В античном мире, конечно же, звучала музыка, истоки которой уходят во II тыс. до н. э. Настенные росписи Крита и Микен сохранили изображения танцующих и поющих людей, игру на музыкальных инструментах. Греческая мифология насыщена историями о судьбах музыкантов – Олимпе, Орфее, Фамириде, Марсии… В гомеровских поэмах также встречаются упоминания то хороводных песен рабов, то «брачных песен», то похоронных плачей (например, плач Андромахи по Гектору).
Древнейшими музыкантами-профессионалами были аэды – поэты, композиторы и певцы. Они исполняли свои эпические сказы, написанные гекзаметром (шестистопным стихотворным размером) под аккомпанемент формингса (форминга) – инструмента типа лиры, струны которого натягивались поперек выделанного черепашьего щита. Музыкантов любили изображать греческие вазописцы. Нередко они очень точно фиксировали, как выглядели музыкальные инструменты: авлос, кифара, лира, псалтерий, тимпан, кимвалы. Среди древнегреческих учений о музыке выделяется теория Пифагора (VI в. до н.э.), услышавшего в земных звуках отражение гармонии космоса.
В отличие от других видов художественного творчества, музыкальное наследие античности до нас не дошло. Судить о том, какой была музыка древних греков можно лишь на основе мелодических отрывков, которые с трудом поддаются расшифровке (звуки обозначены сложным сочетанием букв). Но есть и исключение, позволившее хотя бы на мгновенье «озвучить» умолкнувший древнегреческий мир. Это – пифийская ода поэта Пиндара (V в. до н. э.), высеченная на его могильной плите.
Театр в античном мире
Театральные представления в Древней Греции проходили под открытым небом, публика сидела на ступенях амфитеатра, сооруженного в естественной выемке холма. У подножия амфитеатра располагалась круглая площадка – орхестра, которая была предназначена для хора – важнейшего «действующего лица» трагедии. Певческий коллектив, принимавший участие в спектакле, предварительно отбирался во время состязаний хоров разных полисов, проходящих публично (своего рода «олимпийские игры» музыкантов). В ходе театрального действия хор активно вмешивался в ход событий, комментируя происходящее на сцене и возвещая волю богов.
Римская художественная культура
В конце I в. до н. э. ведущую роль в античном мире приобретает римская художественная культура. Римская держава, границы которой простирались с запада от Гибралтара до Индии на востоке и с севера от Британских островов до Африки на юге подчинила и эллинские страны. Первоначально завоеватели греческих владений вели себя как варвары, видя свое предназначение лишь в укреплении собственного владычества над иными народами. Вергилий (70–19 гг. до н. э.) в одной из песен своей героической поэмы «Энеида» формулирует то главное, что, по его мнению, является заслугой Рима:
Выкуют тоньше другие пусть изваянье из бронзы,
Или сумеют создать из мрамора лики живее,
Красноречивей вещают в судах, или движения неба
Вычислить смогут точнее, дадут названия звездам.
Ты же, о Рим, научись народами править державно,
В этом искусства твои – назначать условия мира,
Милость являть покоренным, смирять войной непокорных.
Лишь со временем римляне стали осознавать ценность греческой культуры, а себя – ее преемниками. Об этом – стихи другого римского поэта и философа Сенеки (4 до н. э. – 65 гг. н. э.) Греция, скошена ты многолетней военной бедою,
Ныне в упадок пришла, силы свои подорвав.
Слава осталась, но счастье погибло, и пепел повсюду,
Но и могилы твои так же священны для нас.
Миропонимание римлян, при сохранении многобожия, аналогичного греческому (греческие боги получили новые римские имена), было более светским и прагматичным, далеким от возвышенной поэтичности, которой пронизано искусство классики или эллинизма. Обращенность к человеку, поиски красоты и гармонии, которые составляют суть греческого художественного творчества, в римской культуре уступили место возвеличиванию власти диктаторов и прославлению военной мощи империи. Это породило самодовлеющую масштабность и склонность к внешним эффектам – традиционным качествам римского искусства.
Хронологические рамки культуры Древнего Рима
Хронологические рамки истории художественной культуры Древнего Рима не ограничены античностью и охватывают огромный период. Ее истоки – в искусстве итальянских племен и могущественных этрусков, населявших в I тыс. до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова. Вероятно, по имени одной из знатных этрусских семей Рума был назван город Рим. И все же истинные сведения о происхождении Вечного города уступают место знаменитой легенде о волчице, вскормившей первых ее граждан – Ромула и Рема. Центром Рима с древних времен был Капитолий – один из семи священных холмов. Здесь стояла знаменитая Капитолийская волчица – прародительница римлян, сделанная этрусским мастером в V в. до н. э. В это время начинается порабощение этрусков и укрепление новой римской государственности.
Архитектура Древнего Рима
Расцвет римской художественной культуры приходится на первые два века нашей эры. Постоянный приток памятников из завоеванных стран на протяжении предшествующих столетий изменил эстетические вкусы и потребности римлян. Греческое искусство стало образцом для подражания. Высшие достижения художественной культуры Древнего Рима являет его архитектура.
Древнеримские развалины покоряют своей мощью и грандиозными размерами. Римские города развивались в соответствии с потребностями населения процветающей и богатой страны. Общественная жизнь римлян протекала в форуме – площади, служившей центром торговли, ареной политических диспутов, народных собраний и религиозных церемоний. В архитектурный комплекс форума входили храмы, базилики (судебные или торговые здания), рынки. Форумы украшались скульптурой.
Самым древним из подобных сооружений был республиканский форум Романум (VI в. до н. э.), расположенный между тремя холмами – Палатином, Капитолием и Эсквилином. Позднее в непосред венной близости один за другим выросли императорские форумы, в основе которых лежала идея незыблемости государственного порядка. Каждый форум – огромная территория, достигавшая 80–90 тыс. кв. м; центральную площадь украшала конная статуя императора, а в глубине перспективу закрывала мощная громада храма. Первым по указанию Юлия Цезаря был воздвигнут форум его имени (между 56–54 гг. до н. э.). Затем возникли форумы Августа, Веспасиана (называемый также форумом мира), Нервы, Траяна и других императоров.
Пожалуй, наиболее традиционным для Рима выражением мощи и величия империи являются триумфальные арки. В них символически воплощалось воссоединение римского и чужого жизненного пространства. Возводились они по воле «сената и римского народа», как начертано на знаменитой арке Тита – императора, победившего в Иудейской войне 70 г.
Колизей
Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!» родился не на пустом месте. Массовым действам в Риме всегда уделялось особое внимание. Символом славы города можно назвать амфитеатр Флавиев, получивший в Средние века название Колизей (от лат. «колоссальный»). Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в обширной долине между холмами Палатином, Целием и Эсквилином. В 79 г., когда состоялось его посвящение, сооружение имело только два первых яруса. При Тите были дополнены еще два ряда, после чего в 80 г. Состоялось торжественное открытие амфитеатра – представления и игры длились 100 дней. Колизей имеет форму эллипса. Его размеры с наружной стороны составляют 188×156, а с внутренней – 86×54 м. Высота достигает 49 м. Богатые мраморные украшения интерьера не сохранились.
Колизей был главным зрелищным центром Рима. На его арене проводились бои гладиаторов и состязания человека с хищными животными. Римский амфитеатр, в отличие от греческого, построен на ровном месте. Но не в этом главное их различие. Греческие авторы трагедий и комедий несли людям духовное очищение, римские массовые зрелища потакали самым низменным чувствам толпы.
Пантеон
Отличие духа Рима от духа Эллады чувствуется и в других памятниках Вечного города. Пантеон («Храм всех богов», покровителей императорского дома), самый значительный по размерам римский купольный храм (27 г. до н. э. Перестроен в 118–128 гг. архитектором Адрианом). Ни ранее, ни позднее в античном мире не возводились столь огромные купольные сооружения: диаметр круглого здания (43,3 м) равен его высоте.
Изобразительное искусстве в Древнем Риме
На первый взгляд Рим имеет меньше памятников изобразительного искусства, нежели Древняя Греция. Но это не так. Римская империя, сохранив эллинские культурные традиции, открыла новые горизонты в портретной скульптуре.
Римские портреты запечатлели изменения в облике людей, нравах, обычаях, моде на протяжении нескольких столетий. Поразительно живые образы императоров и полководцев, поэтов и философов, ученых и знатных римлян сохранили дыхание своего времени. По мнению А.И. Герцена, «вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами».
Есть в истории Древнего Рима и совершенно особая страница, связанная с зарождением христианства (подробнее об этом в следующей главе). Вечный город сохранил самые ранние памятники христианского искусства. Это настенные росписи в катакомбах, где скрывались от язычников первые последователи Иисуса Христа. После указа императора Константина I Великого о свободе вероисповедания («Миланский эдикт», 313 г.) на территории Римской империи возникли первые христианские храмы-базилики: Святого Петра – в Риме, Святого Павла – за городской стеной, Рождества Христова – в Вифлееме.
Заключение
Античность предстает как мир высокой художественной культуры, которая была духовной основой для многих поколений эллинов и римлян. Завещанная последующим эпохам античная максима «человек – мера всех вещей» стала истоком развития европейской цивилизации. Состоявшееся в античной культуре единение традиций Востока и Запада дало результат, который трудно переоценить: родилось искусство, вдохновленное высшими христианскими идеалами. С конца V в. начинается новый период европейской истории, озаренный ценностями христианства.
Источник
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч.1: [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 375 с.: ил.