Научная картина мира

Под научной картиной мира классики марксизма-ленинизма понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать своё место в нём.

Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее — научную картину мира. Содержанием её являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой ещё не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придётся дополнять.

Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков — проникновение в сущность явлений природы — бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся всё более глубокими и адекватными, всё более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. Хорошо об этом сказал В. И. Ленин: «…человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 137).

Мы рассматриваем физические, химические, биологические науки. Общей формой систематизации, которая осуществляет синтез результатов этих наук со знаниями мировоззренческого порядка, является естественнонаучная картина мира. Это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Ядром естественнонаучной картины мира служит картина мира лидирующей на данном этапе развития науки — физики, т. е. физическая картина мира. Участие биологии в формировании естественнонаучной картины мира заключается в обосновании идеи сохранения, в разработке принципов эволюции, в решении проблемы человека как биосоциального существа. Таким образом, мы будем в основном рассматривать объединение знаний на основе физической картины мира, но это совсем не значит, что формируется она только на уроках физики.

В начале книги мы говорили о том, что не только физические, но и многие химические и биологические явления невозможно объяснить, не обращаясь к основным закономерностям и теориям, которые изучаются на уроках физики. Да это и понятно: ведь физика изучает наиболее простые и наиболее общие виды движения материи, которые лежат в основе более сложных видов, изучаемых на уроках химии и биологии.

Допустим, у вас сегодня по расписанию уроков астрономия, физика, химия, биология, обществоведение. Кто-нибудь подходит и спрашивает: «Чем вы будете заниматься на этих уроках?» Вы можете ответить, что на уроке астрономии вы будете изучать происхождение Солнечной системы, на уроке физики — квантовые свойства света, биологии — функции живого вещества. Но вместо этого перечисления можно ответить кратко — мы будем говорить о материи и её движении. Многообразие рассматриваемых понятий вы сведёте к единству — к двум основным понятиям научной картины мира. Фактически рассмотрению проявления материи и движения её в мире живой и неживой природы и посвящены все уроки предметов естественнонаучного цикла. На них вы получаете знания, которые добывались на протяжении многих веков. Объединение этих знаний в единое целое и должно помочь вам составить представление о современной научной картине мира.

Чтобы понять современную научную картину мира, надо знать, как она развивалась.

Начало развития научных представлений о мире восходит к VII — VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было ещё много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.

В период развития феодального общества наряду с земледелием развивается ремесленничество, появляются мануфактуры. Их рост создаёт предпосылки для возникновения науки, опирающейся на эксперимент. Вначале опыты были примитивными и проводились без всякой системы — это было время «ползучего эмпиризма», но они подготавливали почву для новых опытов, приводили к открытию закономерностей, которые использовались для объяснения явлений природы, построения картины мира. В это время производство было примитивным; основным видом движения, с которым оно имело дело, было механическое движение. Естественно, что первыми были открыты и исследованы законы механики, они стали основой научного объяснения мира: XIV — XVIII вв. — это время расцвета механической картины мира.

XVIII в.— век промышленного переворота в Англии и буржуазной революции во Франции, начало расцвета капитализма. Развитие техники ставит вопрос о мощных источниках энергии, стимулирует их поиски. В связи с этим появляются новые отрасли знания — учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Выяснение природы соответствующих явлений приводит к появлению гипотез о различных «невесомых» материях: теплороде, флогистоне, электрических и магнитных жидкостях. Подготавливается почва для возникновения представлений об электромагнитном поле, которые придут в науку с открытием Фарадея. С его именем связан последующий переломный этап классической физики. Открытие электромагнитного поля изменило взгляд на мир — механическая картина мира, согласно которой мир представлялся состоящим из пустоты и неизменных, не имеющих внутренних различий (бескачественных) частиц, пребывающих в бесконечном механическом движении, сменяется электродинамической картиной мира. Согласно этой картине в мире нет пустоты, он заполнен электромагнитным полем, все явления объясняются взаимодействием электрических зарядов.

С 1910 г. в науку начинают входить квантовые представления, представления о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц и наступает время новой, современной картины мира. Как человечество шло к ней? Мы не будем рассказывать о всех дорогах, которые вели из древности к современным знаниям о мире. Мы лишь только хотим, чтобы, прочитав эту главу, вы получили представление о том, сколько энергии, труда пришлось затратить лучшим представителям человечества, чтобы последующие поколения могли познавать мир и объяснять его.

Источник:

5 1 голос
Рейтинг статьи

Автор: admin

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии