В статье описаны основные идеи книг Эрика Берна “Игры, в которые играют люди” и “Люди, которые играют в игры”.
Сценарии и антисценарии
Сценарий – это неосознанный жизненный план, который формируется в детстве под влиянием родителей и/или других значимых взрослых. Этот план определяет, как человек будет жить, взаимодействовать с миром и реагировать на события.
Директивы – это указания или предписания от родителя или значимых взрослых ребенку. Директивы часто идут от родителя противоположного пола, а образец поведения ребенок берёт от родителя того же пола. Однако иногда директивы могут быть перевернуты.
Сценарные директивы часто идут от родителей. Ребёнок часто делает что-то для родителя противоположного пола (для привлечения внимания или получения одобрения), а учится на примере родителя того же пола (в большинстве случаев, но не всегда).
Антисценарий – это поведения против действия Сценария.
Важный момент: если человек бунтует против Сценария (проявляется Антисценарий) и делает всё наоборот, то это тоже Сценарий. Это не разрыв шаблонного мышления, это просто действие от обратного, но основной Сценарий остается. Сценарий ставит границы для человека и помогает структурировать свои действия и своё время, однако Сценарии идут от родителей, это не истинные мотивы человека.
Таким образом, Антисценарий определяет стиль жизни человека, а Сценарий управляет его судьбой.
Судьба человека определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром.
Неудачники и Победители
В жизни есть Неудачники (Проигравшие) и Победители. Внутри них – программы от родителей. Неудачник – это поникший человек, он добивается целей, но держится на уровне, говоря, что благодарен за то, что есть. Победитель же для многих неудобен, идёт по головам и получает успех. Победитель обычно живёт по Антисценарию.
Победитель знает, что будет делать дальше, если проиграет, но не говорит об этом. Неудачник не знает, что будет делать, если проиграет, но любит говорить о том, что будет делать, когда победит. Поэтому достаточно послушать несколько минут, чтобы определить Победителей и Неудачников за игровым столом или на бирже, в семейном споре или в терапевтической группе.
Ребёнок, Взрослый и Родитель
Э. Берн определил три Эго-состояния личности: Ребёнок, Взрослый и Родитель. Описанные роли попеременно включаются в личности в зависимости от ситуаций.
Ребёнок – это состояние личности, при котором человек проявляет эмоции и чувства как в своём детстве. Именно это состояние часто идёт на поводу у сценарных директив. Включение Ребёнка – это проигрывание тех реакций и автоматических мыслей, которые заложены в нас с детства. Эго-состояние Ребёнка, несмотря на его незрелость, должно присутствовать в личности, ведь оно придаёт человеку творческие порывы и чувственность. Именно через своего Ребёнка мы сможем понять свои истинные желания.
Взрослый – это Эго-состояние, когда человек рационально способен оценивать реальность, анализировать факты и делать выводы. Взрослый способен включать осознанность и, как следствие, расти в личностном плане. Однако всё время находиться в состоянии Взрослого не приведёт ни к чему хорошему: жить безэмоционально с подавлением сферы чувств может отключить в человеке интуитивность и эмпатию, из-за чего могут возникнуть сложности в коммуникации с другими людьми и отсутствии “вкуса” жизни.
Родитель – это состояние личности, при котором человек проявляет поведение, чувства или мысли, взятые от “родительской” фигуры (это может быть любая авторитетная для личности персона). Как правило, Родитель (внутри человека) проявляет либо заботу либо критику, кроме того состояние Родителя обуславливает нашу мораль.
Концепция Ребёнок, Взрослый и Родитель может напоминать концепцию Зигмунда Фрейда: Оно, Я и Сверх-Я , но по некоторым источникам не тождественна ей из-за разности подходов в анализах личности.
У человека с расстройствами выключен Родитель и отсутствует Взрослый, поэтому он “варится” в своём Эго-состоянии Ребёнка.
Трансакционный (транзакционный) анализ
Э. Берн создал трансакционный (транзакционный) анализ личности, в котором:
- исследуются три Эго-состояния человека: Ребёнок, Взрослый и Родитель;
- описываются Сценарии поведения личности;
- описываются трансакции или транзакции: виды взаимодействия человека с другими людьми.
Параллельный ответ – когда реакция соответствует стимулу, например, на вопрос “Как дела?” будет получен ответ “Хорошо”;
Пересекающийся ответ – когда реакция не соответствует стимулу, например, на вопрос “Как дела?” получен ответ “Не лезь ко мне”;
Скрытый ответ – содержит подтекст;
- описываются “игры” – это манипулятивные действия со стороны личности, при которых человек с виду производит (вроде бы) обычный социальный контакт с другим человеком, но в подсознании имеет некую мотивацию для получения определенного результата.
“Игры” часто неосознаваемы игроками (людьми, которые их проводят) и служат для подтверждения их убеждений о себе и других, а также для получения “поглаживаний” (эмоционального подкрепления).
Игры, в которые играют люди
Примеры “игр” (описаны не все примеры из книги):
- Игра в “Посмотри, как я старался” – действия человека, когда он хочет услужить и угодить другому.
- Игра “Алкоголик” – алкоголизм человека.
У алкоголиков идёт избегание близости и, одновременно с этим, желание получения внимания к себе. В алкоголизме задействовано много людей, окружающих алкоголика: от супруга до барменов и друзей. И алкоголики, находящиеся в завязке, как правило, посредственные незаинтересованные партнёры. И очень часто алкоголики возвращаются в алкоголизм, потому что это “привычная игра”, построенная на механизме проблем из детства. При отсутствии интереса в обычной жизни алкоголик снова “приходит в игру”.
Критерий излечения от алкоголизма – это состояние, когда алкоголик сможет выпить в компании и “не вернуться в игру”. Анализ полного отказа от алкоголя признан неудовлетворительным.
- Игра “Болван” – играют в игру люди, которые чувствительны ко мнению родителей и к отношениям с ними. Болван часто задает вопрос: “Как на это посмотрит…”.
- Игра в “Любовь” – игра в любовных отношениях.
Может проявляться через покорность (Муж: “останься дома”, жена: “Хорошо”) или через протест (Муж: “Останься дома”, жена: устраивает скандал и обвиняет мужа в контроле или в чём-нибудь ещё). В каждом виде “игры в любовь” происходят “поглаживания” (удовлетворения) и реализовывается постоянство в паре, поэтому такая игра может сильно подкрепляться.
Кто такой свободный и взрослый человек?
Эрик Берн рассмотрел три важных свойства личности:
Восприимчивость – способность человека осознавать, где он находится, как он себя чувствует и когда это происходит. Состояние жизни в моменте. Восприимчивость можно описать следующим примером: человек понимает, что после его смерти он не увидит деревья, но он их видит пока живет здесь и сейчас, и он хочет ощутить всё это так остро, насколько это возможно.
Спонтанность – это способность личности переключать три роли: Взрослый, Ребенок и Родитель, без принуждения разыгрывать директивные сценарии и иметь только те чувства, которым Вас приучили с детства.
Близость – это способность иметь спонтанную, свободную от сценариев, откровенность восприимчивого человека, способность освобождать “неиспорченного” Ребенка, живущего во всей его наивности здесь и сейчас.
По Э. Берну, по-настоящему свободный и взрослый человек – это тот, кто может спокойно достигать восприимчивости, спонтанности и близости.